В неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в нашем храме состоялись воскресные богослужения
Накануне вечером, 6 апреля 2024 года состоялось Всенощное бдение, которое возглавил настоятель храма иерей Дионисий Гришков.
7 апреля состоялись две Божественные Литургии
Раннюю Божественную Литургию возглавил иерей Димитрий Бондаренко в пределе, освященном в честь великомученика и целителя Пантелеимона.
По завершении Богослужения отец Димитрий произнес проповедь и поздравил прихожан с воскресным днем.
Позднюю Божественную Литургию возглавил настоятель храма иерей Дионисий.
Песнопения на поздней Литургии исполнил хор под управлением регента Михаила Бурмистрова.
Третье воскресенье (Неделя) Великого поста в 2024 году уникально. Во-первых, оно посвящено Кресту Господню и называется Крестопоклонным. Но, во-вторых, 7 апреля ежегодно отмечают непереходящий праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом году Церковь чествует оба духовных события одновременно. Также в этот день верующие обращаются в молитве к прославленным в ХХ веке святителю Тихону, Патриарху Московскому, и греческому святому преподобному Савве Новому. Еще 7 апреля отмечается память икон Божией Матери «Благовещение» Киевская и «Благовещение» Московская.
Неделю Крестопоклонную можно считать серединой Великого поста. Раньше среду седмицы после Крестополконной недели (воскресенья) называли «средокрестье». Существует обычай во время всенощной, совершаемой вечером в субботу (6 апреля в 2024 году), выносить на середину храма украшенный крест.
Еще до начала всенощного бдения в алтаре крест кладется священником на престол и остается там до пения великого славословия. Во время пения славословия предстоятель, облаченный, как на литургии, во все священнические одежды три раза обходит с кадилом престол. Далее с началом пения Трисвятого он поднимает крест на уровень головы и в предшествии свещеносцев выходит боковыми вратами из алтаря, останавливается напротив царских врат и возглашает «Премудрость, прости». После этого при пении тропаря Кресту священник помещает крест на аналой, стоящий в центре храма и кадит его. Далее исполняется песнопение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», во время которого священники и прихожане совершают перед крестом три поклона. Это же песнопение звучит на воскресной литургии вместо Трисвятого. Крест будет находиться в центре храма до пятницы, когда его внесут обратно в алтарь.
Еще одна особенность вечернего богослужения в этот день состоит в том, что помазание освященным елеем совершается не после чтения Евангелия, а после поклонения кресту.
Необычным для воскресного всенощного бдения, совершаемого великим постом, является исключение из богослужения ради праздника Благовещения покаянных песнопений «Покаяния отверзи ми двери...» и др.
Одной из отличительных черт богослужения Благовещения является чтение необычного канона на вечернем богослужении. Это один из немногих диалогических канонов, который строится на беседе Архангела Гавриила и Богоматери. Авторство традиционно приписывается Иоанну Дамаскину.
В этот день Церковь нам предлагает к прочтению следующие отрывки из Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 1, стихи с 24 по 38
Евангелие от Марка, глава 8, стихи с 34 по 38, и глава 9 стих 1
Таинственные образы Боговоплощения в службе Благовещения Пресвятой Богородицы.
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы. В поэтических богослужебных текстах этого дня раскрывается таинственный, духовный смысл события, которое в тропаре — главном песнопении праздника — называется «сердцевиной, сутью нашего спасения». И несмотря на то, что человеческий разум не способен в полноте вместить всю глубину Благовещения, мы, вслушиваясь в слова богослужения, можем хотя бы отдаленно приблизиться к пониманию происходившего в Назарете во время чудесной встречи Девы Марии и архангела Гавриила.
Благовещение Пресвятой Богородицы — один из самых важных и таинственных праздников Православной Церкви. «Днесь спасе́ния на́шего глави́зна/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние» (Сегодня [празднуется] сама суть нашего спасения и раскрытие тайны, от века [сокрытой]. — Перевод свящ. Михаила Желтова) — возвещает тропарь праздника. «Главизна» (греч. κεφάλαιον) — нечто самое существенное, самое главное, с чего всё начинается и без чего то, о чем идет речь, совершенно невозможно. Речь же идет о спасении человеческого рода. Эта тайна сокрыта в бесконечной, непредставимой человеческому уму глубине, существующей еще прежде бытия мира, прежде начала самого времени. И вот она раскрывается миру, входит в его историю, проявляется в реальности. «Сын Бо́жий Сын Де́вы быва́ет» (Сын Божий делается Сыном Девы. — Перевод свящ. Михаила Желтова), Бог становится человеком. Пока это только самое начало новой жизни, самый таинственный миг: Бог уже воплотился, но еще не родился, — но тайна спасения человека уже в действии и завершится Искупительной Жертвой Христа на Кресте и Его Воскресением. (Не случайно, по преданию, Благовещение произошло в тот же календарный день, что и Воскресение Христово, поэтому в те годы, когда Пасха совпадает с Благовещением, она называется Кириопасхой — господственной, т. е. точной Пасхой.)
Тайна Боговоплощения в своей полноте непознаваема человеческим разумом и невыразима словами, как и Сам Бог «неизреченен, недоведом, невидим, непостижим» и «милость Его безмерна и человеколюбие неизреченно» (слова из священнических молитв литургии Иоанна Златоуста). Верующему человеку необходимо принять то, что Господь открывает Сам о Себе через Священное Писание и учение Церкви, осознавая при этом, что многое он понять не сможет не потому, что Божественная истина противоречит земному интеллекту, а потому что она бесконечно его превосходит.
Богослужение Благовещения во многом раскрывает эту мысль. Самой важной и интересной частью его является канон Благовещению. Вся гимнография на день Благовещения представляет собой пространное толкование евангельского текста о благовестии архангела Гавриила, обращенном к Пресвятой Деве Марии, о тайне Воплощения от Нее Бога. Богослужебные тексты изъясняют архангельское приветствие и ответ Богоматери на благовестие. В каноне же это толкование представлено, как прямой диалог Богородицы и архангела Гавриила. С богословской точки зрения это может показаться неожиданным, если не сказать спорным, художественным ходом. Пресвятой Матери Христа, Бога и Спасителя нашего, и одному из архангелов как бы приписываются слова, которые они буквально не говорили, более того, и не могли сказать в то время: еще не было слов и богословских формул, которыми можно было бы говорить так, как это представлено в каноне. Но в данном случае художественная правда творца канонов (в большинстве рукописей им называется монах Иоанн, т. е. Иоанн Дамаскин) хотя и не совпадает буквально с правдой исторической (но и не приходит с ней в противоречие), однако же предельно возможно отражает правду вневременную, как бы давая взгляд на событие из вечности.
Архангел Гавриил открывает Богородице «неизглаголанную (несказанную) радость»: «приклони ухо Твое и вонми ми, Бо́жие возвеща́ющу безсе́менное зача́тие, обрела́ бо еси́ благода́ть пред Бо́гом, ея́же никогда́же обре́те друга́я, Всечи́стая» (Склони ухо Твое и внемли мне, возвещающему о зачатии Бога без семени; ибо такую благодать обрела Ты пред Господом, Всечистая, какой ни одна жена никогда не обретала!).
Дева Мария недоумевает: «Ка́ко зачну́, Де́ва су́щи, Отрокови́ца? Ка́ко же и Ма́ти бу́ду Зижди́теля Моего́?» (Как зачну Я, Дева непорочная? И как же сделаюсь Я матерью Моего Создателя?).
Мысли свт. Феофана Затворника
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк.8:34).
За Господом Крестоносцем нельзя идти без креста; и все, идущие за Ним, непременно идут с крестом.
Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и прискорбности, налегающие и извне, и извнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так срощен с христианином, что где христианин, там и крест этот, а где нет этого креста, там нет и христианина.
Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу христианину истинному. Задача его себя очистить и исправить. Он, как больной, которому надо делать то прижигания, то отрезания, а этому как быть без боли? Он хочет вырваться из плена врага сильного; а этому как быть без борьбы и ран? Он должен идти наперекор всем окружающим его порядкам, а это как выдержать без неудобства и стеснений? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венцы!
Материал взят из православного журнала "ФОМА"
Обсудить
Читайте также:
17 март 2024, Воскресенье
В неделю воспоминания Адамова изгнания, вел. кн. Даниила Московского, в нашем храме состоялись воскресные богослужения
25 февраль 2024, Воскресенье
В Неделю о мытаре и фарисее, 25 февраля 2024 года, Иверской иконы Божией Матери, свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца, в нашем храме состоялись воскресные богослужения
17 декабрь 2023, Воскресенье
В неделю 28-ю по Пятидесятнице, Вмц. Варвары, прп. Иоанна Дамаскина, 17 декабря 2023 года, в храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» состоялись воскресные богослужения
04 октябрь 2023, Среда
Среда. Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня. Обретение мощей свт. Димитрия, митр. Ростовского.
30 сентябрь 2021, Четверг
«Боговидец Моисей и Неопалимая Купина: оценка чудесного явления сквозь призму святых».
Комментарии (0)