7 сентября / 25 августа
Седмица 14-я по Пятидесятнице
Глас 4.
Поста нет.
Перенесение мощей ап. Варфоломея (VI). Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского (I). Свт. Мины, Патриарха Константинопольского (552). Свтт. Варсиса и Евлогия, епископов Едесских, и Протогена, еп. Каррийского, исп (IV). Прмч. Моисея (1931). Сщмч. Владимира пресвитера (1938).
Житие святого апостола по изложению свт. Димитрия Ростовского Некоторые думают, что Варфоломей — одно и то же лицо с Нафанаилом, которого Филипп привел ко Христу. Именно считают, что имя этого Апостола Христова было Нафанаил, по прозванию же, или лучше сказать — по отцу, он назывался Варфоломей, то есть сын Фоломеев. Ибо слово «вар» с еврейского переводится сын, как и в другом месте Христос Господь сказал Апостолу Петру: «бл҃же́нъ є҆сѝ, сі́мѡне ва́ръ і҆ѡ́на», то есть, сын Ионин. И слепец Иерихонский назывался Вартимей, то есть сын Тимеев. Так толкуют и о Варфоломее, что он по отцу назывался Варфоломей — сын Фоломеев; ибо Фоломей у евреев было имя древнее и часто употреблявшееся, настоящее же имя Варфоломея, полагают, было Нафанаил. Предполагают же это на таком основании. Прежде всего, в Евангелии нигде не говорится о призвании к апостольству Варфоломея, если только не считать вместо него имя Нафанаил. Затем, первые три евангелиста: Матвей, Марк и Лука, повествующие о Варфоломее, ничего не говорят о Нафанаиле, а евангелист Иоанн, повествующий о Нафанаиле, не говорит о Варфоломее и, говоря о ловлении рыб при явлении воскресшего Спасителя, называет Нафанаила в числе лиц, близких к Апостолам, — именно, он говорит: «были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его» (Ин. 21:2). Но иные толкователи с этим не согласны и, согласно с Прологом, полагают, что Симон Зилот — одно лице с Нафанаилом, а некоторые полагают, что Нафанаил — один из числа 70 учеников Христовых.
Святый Апостол Варфоломей был один из числа двенадцати Апостолов Христовых. По принятии Святаго Духа, сошедшего на Апостолов в виде огненных языков, святому Варфоломею выпал жребий, вместе с Апостолом Филиппом, идти на проповедь Евангелия в Сирию и в Малую Азию. Туда они оба и отправились — то проповедуя вместе, то расходясь отдельно по разным городам, то вновь сходясь и приводя людей ко спасению чрез веру в Иисуса Христа.
Проповедуя Евангелие в Малой Азии, святый Филипп на некоторое время отделился от святаго Варфоломея и обращал ко Христу диких и непокорных жителей Лидии и Мизии. В это время святому Варфоломею, проповедовавшему Христа в соседних городах, было повеление от Господа идти на помощь ко святому Филиппу. Присоединясь к нему, святый Варфоломей вместе с ним единодушно подвизался в апостольских трудах и подвигах. За Филиппом следовала еще и сестра его — девица Мариамна, и все вместе они стали служить делу спасения рода [
204]человеческого. Проходя города Сирии и Мизии и благовествуя слово Божие, они претерпевали от неверных многие напасти, биения и скорби, были заключены в темницы, побиваемы камнями, но несмотря на все гонения, благодатию Божиею, оставались живы для предстоящих трудов по распространению веры Христовой.
В одном из лидийских селений они встретили возлюбленного ученика Христова, святаго Иоанна Богослова, и вместе с ним отправились в страну Фригийскую. Войдя в город Иераполь, они проповедовали там Христа. Этот город был переполнен идолами, которым поклонялись все его жители; между другими ложными божествами была там одна громадная ехидна, для которой был построен особый храм; туда ей приносили пищу и совершали многочисленные и разнообразные жертвоприношения; безумцы почитали также и других гадов и ехидн. Святый Филипп, прежде всего, вместе с своей сестрой вооружился молитвой на ехидну, в чем помогал им и святый Иоанн Богослов, который был в то время с ними. Все они вместе молитвой, как бы копием, победили ту ехидну и силою Христовою умертвили ее. После сего Иоанн Богослов разлучился с ними, предоставив им Иераполь для проповедания слова Божия, а сам пошел в другие города, распространяя повсюду святое благовествование. Святый же Филипп с Варфоломеем и Мариамной оставались в Иераполе, усердно стараясь уничтожить мрак идолопоклонства, дабы воссиял на заблудших свет познания истины; над этим они и трудились день и ночь, уча неверных слову Божию, вразумляя неразумных и направляя заблудших на путь истинный.
В том городе жил один человек, по имени Стахий, бывший слепым уже сорок лет. Святые Апостолы силою молитвы просветили его телесные очи, а проповедию Христовою просветили его душевную слепоту. Крестив Стахия, святые пребывали в его доме. И пронеслась по всему городу молва, что слепой Стахий прозрел. К его дому стали собираться толпы народа. Святые Апостолы поучали всех, стекавшихся к ним, вере во Христа Иисуса. Приносили туда и многих больных, и всех святые Апостолы исцеляли молитвою и изгоняли бесов, так что большое число людей уверовало во Христа и крестилось.
Жена начальника того города, по имени Никанора, была укушена змеей и лежала больная, при смерти. Услыхав о святых Апостолах, находившихся в доме Стахия, что они одним словом исцеляют всякие болезни, она, в отсутствие своего мужа, повелела рабам своим отнести себя к ним и получила двойное исцеление: телесное — от укушения змеи и душевное — от бесовского обольщения, ибо, наученная святыми Апостолами, уверовала во Христа. Когда градоначальник вернулся домой, рабы передали ему, что жена его от каких-то чужестранцев, проживающих в доме Стахия, научена веровать во Христа. Страшно разгневавшись, Никанор повелел тотчас же схватить Апостолов, дом же Стахиев сжечь, — что и было исполнено. Собралось множество народа — и святых Апостолов Филиппа, Варфоломея, а также и святую деву Мариамну с побоями повлекли по городу, поругаясь над ними, и, наконец, бросили в темницу. После сего начальник города воссел на судейское место судить проповедников Христовых; и собрались к нему все жрецы идольские и жрецы погибшей ехидны, принося жалобы на святых Апостолов и говоря:
— Начальник! Отомсти за бесчестие богов наших, так как с тех пор, как появились эти чужестранцы, в нашем городе запустели алтари великих богов наших, и народ забывает приносить им обычные жертвы; знаменитая наша богиня-ехидна погибла, и весь город наполнился беззаконием. Умертви этих волхвов!
[
206]Тогда начальник города велел снять одежду со святаго Филиппа, думая, что в ней заключаются чары колдовства, но, сняв с него одежду, ничего не нашли. Также поступили и со святым Варфоломеем, — и в его одеждах не нашли ничего. Когда же они с тем же намерением приблизились к Мариамне, чтобы снять одежду и обнажить ее девическое тело, внезапно она в глазах их превратилась в огненный пламень, и нечестивцы со страхом отбежали от нее. Святые Апостолы осуждены были правителем на распятие.
Первым пострадал святый Филипп. Просверлив ступни ног его и продев в них веревки, мучители распяли его на кресте вниз головой пред дверями капища ехидны и в то же время кидали в него камнями. Затем они распяли святаго Варфоломея у стены храма. И внезапно сделалось великое землетрясение: земля разверзлась и поглотила градоначальника со всеми жрецами и множеством неверующих. Все оставшиеся в живых, — и верующие и язычники, — пришли в великий страх и с рыданиями просили святых Апостолов сжалиться над ними и умолить Единого Истинного Бога своего, чтобы земля не поглотила их так же, как и тех. Поспешно бросились снимать с крестов распятых Апостолов. Святый Варфоломей был повешен невысоко, и его скоро сняли. Но Филиппа не могли скоро снять со креста, потому что он был повешен высоко и особенно потому, что на это было особенное произволение Божие, дабы Апостол Его чрез эти страдания и крестную смерть перешел от земли на Небо, куда всю жизнь обращены были стопы его. Вися таким образом, святый Филипп молился Богу за врагов своих, чтобы Господь отпустил им грехи их и просветил разум их к познанию Истины. Господь преклонился к молению его, и тотчас повелел земле исторгнуть живыми поглощенные ею жертвы, за исключением градоначальника и жрецов ехидны. Тогда все громким голосом исповедали и прославили силу Христову, изъявляя желание креститься. Когда хотели снять со креста святаго Филиппа, то увидели, что он уже предал Богу святую душу свою, и сняли его мертвым. Родная сестра его, святая Мариамна, все время смотревшая на страдание и смерть брата своего Филиппа, с любовию обнимала и лобызала снятое с дерева тело его, и радовалась, что Филипп сподобился пострадать за Христа
[5]. Святый Варфоломей совершил над всеми уверовавшими в Господа Крещение и поставил им епископом Стахия. Новообращенные с честию похоронили тело святаго Апостола Филиппа. На том месте, где истекла кровь святаго Апостола, произросла в три дня виноградная лоза — в знамение того, что святый Филипп за пролитую свою кровь во Имя Христа наслаждается вечным блаженством с Господом своим во Царствии Его.
После погребения Апостола Филиппа святый Варфоломей с блаженной девой Мариамной пробыли несколько дней в Иераполе, утверждая в вере Христовой вновь основанную церковь, а затем отправились каждый в свой путь. Святая Мариамна направилась в Ликаонию и здесь, среди успешного благовествования слова Божия, мирно преставилась ко Господу. А святый Апостол Варфоломей отправился в Индийские страны, где и пробыл довольно продолжительное время, трудясь в благовестии Иисуса Христа, проходя по городам и селениям и исцеляя болящих Его Именем. Посветив своей проповедию многих из язычников и устроив церкви, он перевел на их язык Евангелие от Матфея, которое носил с собою, и передал им. У них же он оставил Евангелие, написанное на еврейском языке, которое по прошествии ста лет и было принесено в Александрию Пантеном, философом христианским. Из Индии святый Варфоломей отправился в Великую Армению. При его появлении здесь идолы или, лучше сказать, бесы, обитавшие в идолах, умолкли, громко прокричав последние слова, что Варфоломей их мучит и скоро изгонит. И действительно, не только из идолов, но и из людей изгонялись нечистые духи при одном уже приближении Апостола; и ради этого многие обращались ко Христу.
У царя той страны Полимия была бесноватая дочь, устами которой бес взывал:
— Варфоломей! И отсюда гонишь ты нас!
[
208]Царь, услышав об этом, приказал немедленно найти Варфоломея; и когда Апостол Христов пришел к беснующейся, бес тотчас бежал от нее, и царевна получила исцеление. После этого царь, желая отблагодарить святаго, послал к нему верблюдов, навьюченных золотом, серебром, жемчугом и другими драгоценными дарами. Апостол же, исполненный нищеты духовной, ничего из присланного не оставил у себя, отослав все обратно к царю со словами:
— Я не эти вещи приобретаю, а ищу душ человеческих, и если приобрету их и введу в Небесные селения, то явлюсь великим купцом пред Господом.
Царь Полимий, умилившись такими словами, уверовал во Христа со всем своим домом и принял Крещение от самого святаго Апостола вместе с царицей и исцелившейся дочерью своей, и со множеством вельмож и великим числом людей из народа: ибо до десяти городов и больше приняли тогда, по примеру царя, Святое Крещение.
При виде этого идольские жрецы вознегодовали на святаго Апостола, тяжко печалясь о том, что их боги уничтожались, идолослужение исчезало, и капища их, откуда они получали пропитание, приходили в запустение. Приступив к брату царя — Астиагу, они научили его погубить Варфоломея и отомстить ему за обиды их богов. Тот же, улучив удобное время, схватил святаго Апостола и в городе Альбане распял его на кресте головой вниз. Святый же Апостол с радостию страдал за Христа и, вися на кресте, не переставал возвещать слово Божие; верующих он утверждал в вере, неверующих же увещевал познать Истину и от тьмы бесовской обратиться к свету Христову. Сего не мог слышать мучитель и велел с Апостола содрать кожу, святый же, с великим терпением перенося эти мучения, не умолкал, поучая всех о Боге и вознося славословия Ему. Наконец, мучитель повелел вместе с кожей усечь и главу святаго Варфоломея. Тогда умолкли его богоглаголивые уста, тело же, когда была отнята от него голова, осталось висеть на кресте, имея ноги, обращенные кверху, как бы показывая тем шествие Апостола к Небу. Так скончался Апостол Христов Варфоломей, после многих болезней и трудов перейдя в безболезненный покой, в радость Господа своего. Бывшие при кончине святаго Апостола верующие, сняв с креста его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Альбане, что в Великой Армении. И подавались от мощей Апостольских чудесные исцеления болящим, ради чего многие из неверующих обращались ко Христовой Церкви.
Источник:
Жития святых по изл. свт. Димитрия РостовскогоСтих дня
Мирного и благословенного Вам дня!